7

   В пресс — центре МИА «Россия Сегодня» 7 сентября состоялась пресс-конференция посвященная законодательным изменениям в деятельности кадастровых инженеров. Подробно были рассмотрены вопросы касательно вступающих в силу 01.07.2016 изменений в Федеральный закон от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», вопросы обязательного членства кадастровых инженеров в саморегулируемых организациях, работы национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, взаимодействия саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения и надзорных органов в сфере кадастровых отношений.

vt1_6768999999

   После пресс-конференции Туманов Андрей Владимирович депутат Государственной Думы РФ, член коллегии Некоммерческого партнерства «Национальный Совет по кадастровой деятельности» ответил на некоторые вопросы журналистов.

 Как связано качество кадастра недвижимости и саморегулирование?
   В настоящий момент основной социальной причиной ошибок кадастрового учета является именно предпочтение кадастровым инженером желания быстро и любым способом решить вопрос внесения сведений в кадастр недвижимости, поскольку заказчик настаивает на сроках регистрации.
   В рамках саморегулирования появляется текущий контроль за деятельностью кадастрового инженера и ответственность, и становится важна деловая репутация.
   Это все начнет стимулировать кадастрового инженера действовать независимо и сравнивать сегодняшние выгоды и завтрашние возможные потери. Другой вопрос, что это очень медленный процесс, поскольку он строится на убеждении людей. Но эта дорога в верном направлении и другого пути, по большому счету, нет.

Какие аспекты деятельности кадастровых инженеров включены в периметр саморегулирования?
   Помимо стандартных функций саморегулирования таких как:
   -учет лиц, имеющих право осуществлять кадастровую деятельность (ведение реестра членов СРО);
   -проверка соответствия членов СРО требованиям законодательства;
   -контроль деятельности членов СРО на предмет соблюдения законодательства;
   Законом в систему саморегулирования деятельности кадастровых инженеров
включены следующие дополнительные функции, а именно:
   -проведение обязательного теоретического квалификационного экзамена, подтверждающего необходимый объем знаний для ведения деятельности в качестве кадастрового инженера;
   -проведение стажировки для получения практических знаний для осуществления кадастровой деятельности;
   -участие в работе апелляционных комиссий, создаваемых для досудебного рассмотрения решений о приостановлений кадастрового учета.

Какова структура саморегулирования деятельности кадастровых инженеров?
   В настоящий момент закон предусматривает двухуровневую систему саморегулирования деятельности кадастровых инженеров.
   Объединение кадастровых инженеров в профессиональные сообщества – саморегулируемые организации (с численностью не менее 700 членов для получения статуса СРО, членство в СРО кадастровых инженеров обязательно с 01.12.2016) и создание саморегулируемыми организациями национального объединения.
   Согласно норме закона (в ред. Федерального закона № 452-ФЗ) статус национального объединения может получить некоммерческая организация, созданная для этих целей саморегулируемыми организациями кадастровых инженеров, число которых на момент получение статуса национального объединения составляет более 50% от общего числа таких организаций.

Как распределены регулирующие полномочия между уровнями саморегулирования?
   За национальным объединение закреплены следующие основные функции саморегулирования:
   -подготовка типовых стандартов ведения кадастровой деятельности и профессиональной этики;
   -разработка и утверждение типовых документов, регулирующих почти все аспекты деятельности саморегулируемых организаций (правил приема в члены, правил осуществления контроля за деятельностью членов СРО, правил экспертизы СРО документов для апелляционных комиссий, правил прохождения стажировки);
   -проведение теоретического квалификационного экзамена;
   -участие в работе апелляционных комиссий;
   -представление интересов саморегулируемых организаций и профессионального сообщества;
   -разработка и публикация рейтинга кадастровых инженеров;
   -выработка предложений по совершенствованию государственной политики в области кадастровых отношений.

   За саморегулируемыми организациями закреплены следующие функции саморегулирования:
   -ведение реестра кадастровых инженеров, своих членов;
   -контроль за соблюдением условий соответствия кадастровых инженеров-членов СРО требованиям законодательства;
   -контроль за деятельностью своих членов в порядке, утвержденном национальным объединением;
   -рассмотрение жалоб на кадастровых инженеров – членов СРО;
   -подготовка экспертизы документов для апелляционных комиссий;
   -организация стажировки будущих кадастровых инженеров;
   На наш взгляд, часть полномочий, например, работа в апелляционных комиссиях может быть делегирована на уровень СРО.

Каков механизм финансирования системы саморегулирования?
   Механизм финансирования в закон заложен классический. Финансирование саморегулируемых организаций осуществляется за счет взносов членов СРО–кадастровых инженеров.
   Финансирование национального объединения за счет взносов саморегулируемых организаций-членов национального объединения.
   Самое главное, что размер взносов определяется общим собранием членов как саморегулируемой организации, так и национального объединения.

Существует ли риск недостаточности финансирования для осуществления такого большого объема функций саморегулирования деятельности?
   Такой риск действительно существует. Более того, единственный способ системы саморегулирования получить финансирование — это показать кадастровому инженеру свою действенность в части защиты его интересов и создания механизмов, при которых ему будет работать проще и он будет больше зарабатывать.

Какие возможности есть у системы саморегулирования деятельности кадастровых инженеров повысить эффективность работы кадастрового инженера и защитить его интересы?
   Во-первых, разумная стандартизация и унификация процедур кадастрового учета, методологическая поддержка кадастрового инженера.
   Во-вторых, это работа в апелляционных комиссиях по рассмотрению решений о приостановлений кадастрового учета.
   В-третьих, система саморегулирования может отстаивать интересы кадастровых инженеров, уменьшать административную нагрузку.

При заложенных в закон правилах формирования национального объединения оно может быть вообще не сформировано. Как в этом случае будут выполняться тот объем функций по саморегулированию, который возложен на национальное объединение?
   Да, такая ситуация возможна. Мы выступали за сокращение функций национального объединения при таком подходе к его формированию и финансированию ещё при рассмотрении проекта закона в Государственной думе. Сейчас мы призываем саморегулируемые организации не допустить подобной ситуации.    Мы постараемся скорректировать не очень удачные положения закона в практической работе национального объединения. Мы готовы, чтобы у саморегулируемых организаций возник интерес к работе национального объединения делегировать часть функций национального объединения на уровень СРО.
   При этом надо понимать, если СРО не сформируют национальное объединение, то значит, что часть функций не будет исполняться, и это будет означать конец саморегулирования данной отрасли.

Возможно ли существование двух национальных объединений?
   По смыслу закона такая ситуация невозможна. Национальное объединение должно объединять более половины саморегулирумых организаций кадастровых инженеров. Но возможно существование нескольких объединений саморегулируемых организаций, но полноценно наделена правами и обязанностями национального объединения будет только некоммерческая организация, которая имеет соответствующий статус.

Предусмотрена ли в законе процедура передачи статуса национального объединения от одного объединения к другому?
   Да такая процедура предусмотрена в законе, причем она содержит двухмесячный мораторий на передачу полномочия в случае несоответствия прежнего объединения требованиям закона.
   Сложным вопросом действительно при смене национального объединения является передача функционала, например, процедуры приема экзамена.

Как идет перерегистрация саморегулируемых организаций и сколько СРО будет перерегистрировано ?
   На 01.07.2016 было зарегистрировано 28 саморегулируемых организаций кадастровых инженеров. Поскольку законом установлены достаточно высокие требования по минимальной численности СРО — 700 человек, на наш взгляд, смогут пройти перерегистрацию 11-12 СРО.
   Сейчас уже прошли перерегиcтрацию 5 саморегулируемых организаций. Три из них входят в НСКД, две-в Национальную палату.

Расскажите историю создания НСКД.
   НСКД был зарегистрирован Минюстом в декабре 2012 года. В то время только начало обсуждаться обязательное членство кадастровых инженеров в саморегулируемых организациях и объединение саморегулируемых организаций в национальное объединение.
   На совещании в Министерстве экономического развития весной 2012 года представителями СРО ОПКД была высказана позиция о том, что объединений саморегулируемых организаций может быть несколько и то из них, чьи подходы в какой- то момент времени будут отражать интересы большинства саморегулируемых организаций отрасли и должна являться национальным объединением.
   Такой подход позволяет саморегулируемым организациям выбирать между различными точками зрения и подходами к решению проблем отрасли и контролировать издержки на содержание национального объединения.
   В середине 2012 года было зарегистрировано первое объединение саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, претендующее на роль национального объединения–Национальная Палата.
   А к концу 2012 года второе объединение саморегулируемых организаций, претендующие на роль национального объединения-НСКД.

Какими принципами руководствуется НСКД?
   НСКД изначально создавался как организация, в которой представителям саморегулируемых организаций отводилась ключевая роль.
   В частности, в принципах деятельности НСКД была заложена ротация руководителя коллегиального органа 1 раз год, в случае если хотя бы один член НСКД выступил с предложением иной кандидатуры.
   Так же устанавливался принцип, согласно которому взносы саморегулируемых организаций в объединение устанавливаются пропорционально численности этих организаций.
   Так же устанавливалась единая норма представительства в коллегиальном органе НСКД – по одному члену от каждой саморегулируемой организации независимо от её численности.
   Эти принципы остаются актуальными и сейчас.

Какую работу проводил НСКД?
   Изначально при регистрации НСКД было принято решение о том, что до введения обязательного членства кадастровых инженеров в СРО взносы на содержание НСКД саморегулируемыми организациями уплачиваться не будут.
   В связи с этим НСКД вел фактически только работу по организации обсуждения законопроектов и доведения до Министерства экономического развития мнения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров.
   В частности, НСКД только в течение 2015 года было организовано два круглых стола в Государственной Думе в которых приняли участие представители Министерства экономического развития, Росреестра, и половина зарегистрированных на тот момент саморегулируемых организаций кадастровых инженеров.
   НСКД всегда придерживался политики открытости и ставил своей целью объединение всех саморегулируемых организаций кадастровых инженеров. НСКД приглашал к участию в круглых столах все саморегулируемые организации. Так, в нескольких круглых столах принимали участие представители СРО Кадастровые инженеры, являющиеся создателями Национальной палаты.

Кто участвовал в работе коллегиального органа управления НСКД?
   Деятельность коллегиального органа НП «НСКД» основана на принципах открытости, поэтому в ее работе, в разное время, активное участие принимали Алакоз Валерий Владимирович, президент Российской ассоциации частных землемеров, а так же один из руководителей департамента недвижимости Минэкономразвития РФ Ивакин Андрей Иванович, Президент ГИС Ассоциации Миллер Сергей Адольфович, заслуженный землеустроитель России Талялев Владимир Васильевич и я, ваш покорный слуга.

Почему НСКД подал заявление на регистрацию в качестве национального объединения?
   После вступления в силу в конце 2015 года закона № 452-ФЗ, вносящего изменения в закон «О государственном кадастре недвижимости», устанавливающее обязательное членство кадастровых инженеров в саморегулируемых организациях и формирование национального объединения, в НСКД стали обращаться саморегулируемые организации кадастровых инженеров с целью согласования подходов к регулированию кадастровой деятельности.
   К сожалению, активность давно зарегистрированных саморегулируемых организаций была не высока, они часто занимали выжидательную позицию, ставя перед собой основную цель: пройти сначала перерегистрацию в Росреестре.
   В то же время, вновь созданная СРО «Союз кадастровых инженеров» активно поддержала идеи НСКД по демократическому регулированию отрасли и решила принять активное участие в работе.
   Именно участие этой организации придало ключевой импульс активности НСКД.
   Логика переходного периода, установленного законом № 452-ФЗ, предусматривала достаточно непродолжительный переходный период (до 01.12.2016), в течение которого деятельность саморегулируемых организаций должна была быть приведена в соответствии с законом.
   В целях координации действий национального объединения и государственных органов по принятию нормативных документов было издано поручение Первого заместителя Председателя Правительства Шувалова И.И., устанавливающее сжатые сроки по подготовке нормативных документов.
   Порядок переходного периода в законе № 452-ФЗ в редакции конца 2015 года предусматривал, что с 01.07.2016 только саморегулируемые организации кадастровых инженеров, прошедшие перерегистрацию в Росреестре и полностью соответствующие требованиям закона могут создавать национальное объединение.
   Учитывая, что на 01.07.2016 ряд членов НСКД соответствовали требованиям вступившего в силу закона, этими членами НСКД было принято решение практически сразу после 01.07.2016 пройти перерегистрацию.
   После такой перерегистрации своих членов НСКД стал объединять более 50% саморегулируемых организаций, соответствующих требованиям закона, и получил право на регистрацию в качестве национального объединения.
   Работа по разработке нормативных документов, регулирующих отрасль, и их согласованию с государственными органами предстояла большая, поэтому НСКД оперативно подал документы на регистрацию в качестве национального объединения.

Каков план мероприятий НСКД в качестве национального объединения?
   План мероприятий размещен на нашем сайте. Основные направления следующие:
   -разработка нормативных документов, предусмотренных законом, в сроки установленные правительственными документами и согласование их с Министерством экономического развития, для этих целей мы сейчас формируем экспертный совет, в который саморегулируемые организации направляют своих специалистов;
   -формирование вместе с СРО апелляционных комиссий, которые должны начать работать с 01.12.2016.
   -помощь СРО по вопросам перерегистрации;
   -выстраивание взаимодействие со всеми саморегулируемыми организациями.

Как будет осуществляться финансирование деятельности НСКД в качестве национального объединения?
   Пока нам удалось обеспечить деятельность минимальными затратами.
Поэтому до завершения перерегистрации саморегулируемых организаций члены национального объединения вносят взносы в объёме, который каждая организация считает для себя комфортным. В последствие, в 2017 году, эти взносы будут зачтены таким образом, что бы распределить расходы на содержание национального объединения в соответствии с одним из принципов НСКД—пропорционально численности СРО.

Когда начнется формирование апелляционных комиссий?
   Апелляционные комиссии должны начать работу с 01.12.2016 года в каждом субъекте Российской Федерации. Поскольку мы считаем правильным функционально делегировать работу в апелляционных комиссиях саморегулируемым организациям нашим членам, наиболее полно представленным в соответствующем регионе, то с 15 сентября мы начнем собирать заявки саморегулируемых организаций с кандидатурами, которые могут принять участие в работе апелляционных комиссий в соответствующем регионе.

×