Кадастр. Рождение сложности.
Блеск провозглашений и информационных технологий и нищета сведений и их ненадёжность.
Наследие последних 15 лет.

   1. Неполноценность – границы менее половины земельных участков отражены на кадастровом плане территории. Количество земельных участков, не поставленных на кадастровый учёт, неизвестно. Проблема с объектами капитального строительства ещё хуже. Границы ограничений по использованию земель практически отсутствуют.
   По данным Роснедвижимости (Государственный доклад о состоянии и использовании земель РФ в 2005 году). “В 2005 году ФГУ “Земельная кадастровая палата” по субъектам Российской Федерации практически завершено внесение сведений о ранее учтенных земельных участках в Единый государственный реестр земель, кадастровый учет которых проводился до вступления в силу Федерального закона “О государственном земельном кадастре” (2000 г.).
   “Завершение этой работы явилось поворотным этапом в деятельности по ведению современного государственного земельного кадастра. Отражение сведений о ранее учтенных земельных участках в государственном реестре земель кадастрового района и на дежурной кадастровой карте является подготовительной работой к кадастровому учету вновь образованных земельных участков и обеспечивает проверку представленных документов о межевании на соответствие данным государственного земельного кадастра и уникальность кадастровых номеров, присваиваемых земельным участкам при их кадастровом учёте”.
   По данным Росреестра на 31.12.2010 года общее количество земельных участков, внесённых в ЕГРЗ, составило 49.666.664, а по заявкам о постановке на кадастровый учёт за это же время осуществлён учёт только 19.992.048 земельных участков, то есть границы на чистом листе дежурной кадастровой карты или кадастровом плане территории отражены только 40% учтённых земельных участков, границы 29.674.616 участков не отражены в Кадастре.
   С. Васильев – руководитель Росреестра, 9 августа 2012 г., выступая по телевидению заявил о том, что на публичной кадастровой карте отображены все 57 млн. земельных участков с данными о границах и другими сведения-ми.
   Министр экономики РФ Э. Набиулина на совещании в Истре в 2012 году заявила о 60 млн. земельных участков, зарегистрированных в Кадастре, из них 30 млн. с неточными границами, установленными до 2000 года (ранее учтённые земельные участки). На их установление потребуется 30 млрд. руб-лей.
   По данным Росреестра на 1 июля 2016 г. из 57,8 млн. земельных участков, сведения о которых внесены в ГКН, только у 48,8% установлены границы.
   По данным счётной палаты “Кадастр недвижимости в полном объёме не наполнен сведениями об объектах недвижимости для формирования налоговой базы” (бюллетень счётной палаты РФ №6 от 21 июня 2016 г.). Результаты прокурорских проверок постоянно отмечают существование этой проблемы.
   Руководящей группой совещания должностных лиц по землеустройству подготовлен документ, одобренный Комитетом по населённым пунктам Европейской экономической комиссии ООН на его 59 сессии в сентябре 1998 г. “Социально-экономические выгоды рационального землеустройства”, цель которого состояла в том, чтобы обратить внимание политиков на важность официальной системы землевладения как основы экономической деятельности. В этой связи обращено внимание правительств на важность финансирования кадастров в первые годы их использования как реальные инвестиции в развитие экономики в целом. “Закреплённые в кадастрах права – это финансовые активы страны. Они способствуют постепенному привлечению инвестиций и создают у предприятий и отдельных лиц чувство уверенности, побуждающее их участвовать в развитии страны и её экономики”.
   2. Недоброкачественность – границы земельных участков из-за неточности координат пунктов ГГС и ОМС (в лучшем случае ошибки взаимного положения 30-40 см), допуска к кадастровым работам не имеющих специального образования неквалифицированных работников, неиспользования для контроля результатов межевания картографической основы и ведения дежурной кадастровой карты на чистом листе бумаги без использования ориентиров картографической основы (Англия, Австралия, Франция) и полного отсутствия геодезического контроля за межевыми работами в значительной массе не соответствуют границам на местности, что не позволяет производить государственный кадастровый учёт вновь образуемых земельных участков из-за пересечения их границ со смежными границами ранее учтённых земельных участков.
   3. Перегруз кадастра сведениями, избыточными для решения главной задачи – обеспечения прав на все объекты недвижимости. При таком пере-грузе полноценную систему создать невозможно. Не соблюдается основной принцип организации Кадастра – его простота и полнота. Расходы на кадастр недвижимости, который содержит более данных, чем необходимо для сохранения прав на объекты недвижимости, возрастают прогрессивно и не допускают постоянной актуализации данных (Шмиедер – руководитель проекта “Развитие кадастра недвижимости в России” 2004 г.).
   4. Чрезмерные правовые и процедурные требования.
   Государствам следует устранять чрезмерные правовые и процедурные требования и стремиться к преодолению барьеров, связанных с правами владения и пользования (Руководящие принципы ответственного управления владением и пользованием земельными ресурсами. ФАО. ООН. Рим, 2012 г. п. 6.3).
   Процедуры следует упростить, не подвергая при этом риску защищённость владения и пользования или качество отправления правосудия (п. 6.4).
   Государствам следует осуществлять наделение правами владения и пользования с использованием простых процедур, которые должны быть ясны, доступны и понятны всем (8.9).
   Государствам следует упрощать административные процедуры, чтобы устранить препятствия к участию наиболее уязвимых слоёв общества в рыночных операциях (п. 11.3).
   Государствам следует принимать все соответствующие меры для ограничения распространения неформальных прав владения и пользования, вытекающих из чрезмерно сложных правовых и административных требований к изменению назначения землепользования. Требования к строительству и процессам получения разрешений должны быть чёткими, простыми и финансово необременительными, что облегчит их выполнение (10.4).
   5. Недружественное отношение кадастровых чиновников к кадастровым инженерам, гражданам и юридическим лицам, заинтересованным в оказании государственных кадастровых услуг (кадастровом учёте). При усложнении кадастра возможности чиновников в вымогательстве возраста-ют.
   Государствам следует ограничивать самоуправство в реализации полномочий, разрешать конфликты интересов и принимать чёткие правила и нормы.
   Государствам следует обеспечить наличие процедуры административного и/или судебного пересмотра решений, принятых учреждениями-исполнителями. Следует обеспечить ответственность персонала, в сферу компетенции которого входят вопросы владения и пользования за собственные действия (6.9).
   Государствам следует способствовать учреждениям-исполнителям в создании культуры работы, ориентированной на оказание услуг и основанной на этичном поведении (6.7).
   Коллегия Минэкономразвития 2 февраля 2016 г. Игорь Шувалов предложил запретить сотрудникам Росреестра напрямую общаться с гражданами. “В этой модели, которая существует, реестра нам не построить. Надо от-рубить сотрудников Росреестра от общения с людьми вообще”.
   6. Недостаточная квалификация персонала государственных органов учёта. “Следует обеспечивать постоянное повышение квалификации персонала на всех организационных уровнях” (п. 6.1 Руководящих принципов ответственного управления владением и пользованием земельными ресурсами. ФАО, Рим, 2012 г.).
    В Швейцарии, согласно постановлению Правительства “О межевании земель”, не только частные землемеры, но и лица, занимающие государственные должности в органах, ведающих вопросами межевания земель и ведения кадастра, должны иметь государственную лицензию установленного образца. Это касается, в частности, и руководителя Федеральной дирекции кадастра, а также руководителей региональных органов, осуществляющих надзор за межевой деятельностью в кантонах.
    Крайне важно, чтобы кадастровые специалисты, работающие в системе органов кадастрового учёта, которые будут проверять результаты кадастровой съёмки кадастровых инженеров и принимать официальное решение о регистрации объекта кадастрового учёта, должны иметь та-кое же образование и пройти те же процедуры проверки на профессиональную пригодность, что и кадастровые инженеры (рекомендация №1 Международного проекта “Реформирование земельных и имущественных отношений” Europeaid/izo673/CISV/RU 6.12.2005-31.12.2007 г.).
    Некомпетентность управления порождает большие сложности.
   7. Отсутствие рекомендованных правительствам всех стран альтернативных способов разрешения кадастровых споров – апелляционных комиссий (Руководящие принципы ответственного управления владением и пользованием земельными ресурсами. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН. Рим, 2012. “Права и обязанности, связанные с системой владения и пользования” 4.9. “Разрешение споров по поводу прав владения и использования” 21.1).
   Национальным Советом по кадастровой деятельности предложена модель профессиональной саморегуляции, позволяющая прибраться в доме кадастрового учёта от мусора кадастровых сведений и самоуправства чиновников в отличие от альтернативы продолжения непрофессионального забюрократизированного управления кадастровой деятельностью и кадастровым учётом с использованием бизнес-системы саморегулирования в качестве продолжения своего бюрократического аппарата, с расстановкой назначенцев в роли руководителей объединений кадастровых инженеров и саморегулируемых организаций. Право выбора есть у каждого.

Председатель коллегии Национального совета
по кадастровой деятельности –
Национального объединения СРО
кадастровых инженеров,
Президент Российской ассоциации
частных землемеров
Действительный государственный советник
Российской Федерации В.В. Алакоз

12.12.2016 г.

×